Рынок сухих строительных смесей: представленность марок в розничной торговле г. Москвы
Организатор -
Ивент-агентство КВИНТЕТ
Санкт-Петербург

Еферина Татьяна Вячеславовна,
директор по исследованиям Маркетинговое агентство "Симбол", Москва

Сухие строительные смеси (ССС) стали неотъемлемой частью современного строительства. Рынок ССС постоянно развивается, представляя вниманию потребителей новые виды продукции. Агентство Symbol-Marketing продолжает вести мониторинг ССС розничной торговли г. Москвы 1. Исследование нацелено на описание текущего состояния и выявление динамики розничной торговли ССС (ассортимент и марки предлагаемых товаров, доли марок, распределение по форматам торговли, ценовые различия).

Анализ розничной торговли ССС (в динамике с марта 2003 по март 2005 гг.) свидетельствует о том, что десятка лидеров устоялась. Состав семерки ведущих марок остается прежним на протяжении четырех мониторингов.

Таблица 1. Динамика общего уровня дистрибуции 15 марок ССС в период с марта 2003 г. по март 2005 г.: результаты 1-й-4-й волн, % 2



Марки отечественных производителей успешно конкурируют с марками зарубежных производителей. Известно, что во второй половине 90-х гг. шли активные поставки зарубежных марок ССС и что в России в 1999 г. насчитывалось около 32 предприятий, производящих общестроительные сухие смеси. Сейчас их число увеличилось примерно в пять раз . Данные мониторинга показывают, что в розничной торговле представленность отечественных и зарубежных марок ССС фактически сравнялась, при этом в магазинной торговле доли отечественных и зарубежных марок равны, а в рыночном формате торговли доля отечественных марок превалирует над зарубежными.

Таблица 2. Динамика доли отечественных и зарубежных марок ССС в ассортименте розничной торговли с марта 2003 по март 2005 гг., %

Тип марки Март 2003 Ноябрь 2003 Март 2004 Март 2005
Зарубежные 43,9 50,8 48,3 48,3
Отечественные 56,1 49,2 51,7 51,7
Всего 100 100 100 100


Таблица 3. Динамика доли отечественных и зарубежных марок ССС в ассортименте магазинной и рыночной торговли с марта 2003 по март 2005 гг., %

Тип марки Март 2003 Ноябрь 2003 Март 2004 Март 2005 Март 2003 Ноябрь 2003 Март 2004 Март 2005
Магазины Рыночные точки
Зарубежная 43,7 54,6 50 49,7 44,1 47,8 46,8 46,8
Отечественная 56,3 45,4 50 50,3 55,9 52,2 53,2 53,2
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100


Если общий уровень дистрибуции марок имеет сугубо маркетинговое значение, то изучение вопроса представленности марок в разрезе товарных групп имеет практическое значение для профессионалов рынка.

Известно, что рынок ССС является индустриальным более чем на 2/3. По данным опроса ремонтно-строительных организаций (РСО), проведенного агентством в мае 2005 г., закупка ССС происходит в розничной торговле (41,0% респондентов) и преимущественно на строительных рынках, напрямую у производителей (31,3%) и крупных оптовиков (23,5%).

Рисунок 1. Места закупок ССС



При этом среди строительных организаций наиболее популярны шпатлевки. Их чаще покупают 63,5%. Также широко закупается штукатурка (50,4%), универсальные смеси (47%), клей для плитки (39,1%), грунтовка (35,7%), затирки для швов (35,7%).

Рисунок 2. Товарные группы ССС, закупаемые РСО



Учитывая интерес РСО к указанным товарным группам ССС и актуальность их закупок в системе розничной торговли, остановимся на вопросе динамики уровня представленности товарных групп "шпатлевка", "готовая шпатлевка", "штукатурка" в розничной торговле г. Москвы.

Так, в ассортименте товарной группы "шпатлевка" по-прежнему лидирует марка Vetonit, за ней следует марка "Старатели", немного отстает от лидеров марка Knauf.

Таблица 4. Динамика уровня дистрибуции трех марок в ассортименте товарной группы "шпатлевка" с марта 2003 г. по март 2005 г.

Марки В целом в рознице
Март 2003 Ноябрь 2003 Март 2004 Март 2005
Vetonit 62,40% 57,90% 76,10% 72%
Старатели 54,50% 58,90% 61,30% 61%
Knauf 43,60% 51,40% 69,00% 43%


В товарной группе "готовая шпатлевка" устоялась тройка лидеров: "Старатели", Sheetrock и Sadolin.

Таблица 5. Динамика уровня дистрибуции трех марок группы "готовая шпатлевка" с марта 2003 по март 2005 гг.

Марки В целом в рознице
Март 2003 Ноябрь 2003 Март 2004 Март 2005
Старатели 32,70% 15,90% 51,00% 36%
Sheetrock - 5,60% 18,70% 21%
Sadolin 4,00% 15,00% 15,50% 15%


Что же касается штукатурок, то в данном сегменте уверенно лидирует марка Knauf, с отрывом следуют марки "Старатели" и "Юнис".

Таблица 6. Динамика уровня дистрибуции трех марок группы "штукатурка" с марта 2003 по март 2005 гг.

Марки В целом в рознице
Март 2003 Ноябрь 2003 Март 2004 Март 2005
Knauf 62,4% 50,5% 76,1% 63,8%
Старатели 40,6% 40,2% 51,0% 36,9%
Юнис 24,8% 28,0% 23,2% 30,9%


Данные мониторинга свидетельствуют о том, что как в целом по ССС, так и в товарных группах обозначились лидеры, которые продолжают удерживать свои позиции.

Опрос РСО показал, что наиболее популярной маркой ССС (без разделения на подгруппы) среди строителей является Vetonit, затем следуют "Старатели", Knauf, Unis и "Глимс".

Темпы роста рынка стройматериалов сохранятся в ближайшие годы благодаря двум факторам: ежегодному увеличению количества строящегося жилья и повышению благосостояния населения. Это обеспечивает благоприятные условия для развития промышленности строительных материалов.

Мониторинг розничной торговли дает богатую информацию о состоянии розничной торговли ССС в Москве, позволяет отслеживать динамику рынка и оценить перспективу развития данного направления. С полной версией исследования можно ознакомиться в агентстве Symbol-Marketing (marketing@symbolgroup.ru).


1 Аудит розничной торговли г. Москвы: первая волна - март 2003 г., вторая - ноябрь 2003 г., третья - март 2004 г., четвертая - март 2005 г. Аудит пятой волны был проведен в 149 точках розничной торговли, из них 45 магазинов и 104 стационарные рыночные точки. Соотношение долей первого и второго форматов торговых точек совпадает со сложившейся структурой продаж ССС в московской розничной торговле.

2 Марки ССС упорядочены по общему уровню дистрибуции. В таблице перечислены не все марки, остальные представлены в полном тексте отчета.